Борису Гребенщикову рано в
монастырь
Брать интервью у Бориса
ГРЕБЕНЩИКОВА одно удовольствие, его не нужно
раскручивать или заводить, он обладает забытым
качеством, которое утратили практически все "звезды"
- его ничто не раздражает, даже наш брат журналист.
Не зря ходят слухи, что "БГ близок к
просветлению". Во всяком случае, у меня
создалось впечатление, что, отвечая на вопросы,
гуру от "Аквариума" вовсе здесь не
присутствовал, а был где-то очень далеко.
- Борис Борисович, каковы
основные постулаты учения от БГ?
- Никогда в жизни я не ставил
перед собой цели быть чьим-то учителем или
кумиром, меня такими полномочиями никто не
наделял. Но если песни "Аквариума" сделали
кого-нибудь счастливее, научили чему-то хорошему,
это было бы замечательно. Лично у меня можно
научиться стремлению быть свободным и никогда не
думать о деньгах - таково мое "учение".
- Значит, вы не богатый
человек?
- Я имею квартиру, машину,
загородный дом, счет в швейцарском банке, где
лежит несколько сот фунтов стерлингов. Если кто-то
считает, что это богатство, значит я богатый
человек.
- Чем отличается БГ 25-летний
от БГ нынешнего?
- Главное отличие состоит в том,
что тогда я значительно меньше понимал, что за
сказанное, а тем более спетое слово придется
держать ответ. В 25 лет мне было все до лампочки.
В целом же с течением времени не
наблюдается ни прогресса, ни деградации. Я просто
хожу по кругу, но с каждым новым витком спирали
делаю что-то лучше и свежее, чем раньше.
- Может, изменилось время?
- Считаю, что в России ничего не
изменилось за последнюю тысячу лет.
- Вам не бывает страшно за все
то, что вы создали?
- Нет. Сделано то, что должно
было быть сделано.
- Один из ваших поклонников
рассказывал, как побывал на одном и том же
концерте "Аквариума" сначала в Вологде, где
у него создалось впечатление уникальности
действа, а потом здесь, в Томске. Оказалось -
делился он своими впечатлениями, - БГ в обоих
случаях делал то же самое: валялся на сцене во
время одной и той же песни - ощущение
неповторимости действа для него утратилось.
- Если человек впервые приходит
в церковь, он может быть очень впечатлен
количеством икон, разноцветными ризами
священников, старославянским языком... Но когда
придет во второй раз и увидит то же самое, он
разочаруется или попытается понять, что в этом
есть что-то еще. "Аквариум", подобно айсбергу,
практически полностью спрятан под водой, а то,
что вы видите на поверхности, вообще не имеет к
нам никакого отношения. И в действительности
концерт в Вологде очень сильно отличался от
томского.
И вообще, должен сказать, что я
отказываюсь от всего того, что было сказано,
написано об "Аквариуме", включая все наши
интервью. Гребенщиков "внешний" мне
неинтересен. Помимо "внешнего" "Аквариума",
который знают все, о котором пишут и говорят,
существует "Аквариум" внутренний, о котором
ни в одном интервью, ни в одной истории группы
сказано не было.
- О вас Виктор Цой сказал, что,
умерев в конце 80-х, вы стали бы легендой. Почему?
- Ему это было виднее. Может
быть, потому, что у нас легенд маловато.
- Борис Борисович, вы не
устали от постоянных гастролей, концертов,
шумихи вокруг вас, от необходимости постоянно
выдавать из себя что-то новое? Не хотелось бы вам
бросить все и поселиться где-нибудь на Востоке?
- Роли и концерты - это и есть
моя жизнь. Уехать можно, но на другой же день я
заскучаю и начну думать об аранжировках, о своих
музыкантах, планировать новые концерты. Куда бы я
ни уехал, ничего не изменится - я останусть таким,
какой я есть. Остановить меня, как и Цоя, может
только смерть. А что касается этой легенды, якобы
он живет ныне в Японии под чужим именем и
занимается автомобильным бизнесом, а в
автокатастрофе погиб другой человек, на него
похожий, у которого была машина той же марки... Это
красивая легенда, но не более того. Я тоже хотел
бы в нее поверить. А поверив, на следующий же день
вылетел бы в Японию его искать. Но я все еще здесь,
с вами.
- Вы часто бываете в Непале. Не
может так случиться, что со временем вы
поселитесь в одном из непальских монастырей?
- Вполне возможно. Но пока в
России я более нужен.
- Какова причина ваших столь
частых посещений Непала?
- В Непале я являюсь
представителем крупного буддийского
издательства в России и даже сам перевел три их
книжки. Кроме того, редактирую все, что выходит в
России под маркой этого издательства.
- Каково ваше понимание Бога?
- Один из самых великих
богословов христианской церкви весьма разумно
заметил, что Бог начинается там, где кончается
наше о нем понимание. Бога невозможно понять.
Когда человек считает, что понял Бога, на самом
деле он ничего не понимает, ни себя, ни Бога.
- Как вы проводите свое
свободное время?
- У меня нет свободного времени
в общепринятом понимании, мне неинтересны ни
азартные игры, ни общение с людьми, ни какое-либо
другое времяпровождение, которое не включает в
себя сочинение песен.
У человека одна энергия. Если ты
выиграл в карты, то проиграешь в жизни, поэтому
лучше не играть, а заниматься тем, от чего
получаешь истинное удовольствие.
- Все ли вам равно, кто ваш
слушатель? Или вас вполне устраивает, что песни
"Аквариума" слушают те, кому за тридцать?
- Считаю, что нас не надо
двигать в массы. Потому что мы, как настоящее
сокровище, ценны только в скрытом виде. А во-вторых,
это криминал, когда дети слушают то же, что и их
родители. Дети должны бунтовать и, уничтожая все
старое, делать свое. Бунтовать, отрицать все
нужно первые десять лет, а потом вдруг
обнаруживаешь всю остальную музыку.
- Слышал, что вы не любите петь
в наших столицах...
- Да, и особенно в Питере, где
зритель приходит на концерт с ожиданием того, что
он должен услышать. А я, зная это, делаю наоборот.
Пытаюсь ему подать надежду, служить живым
примером того, как можно состариться, не
становясь идиотом.
- Как вы сегодня относитесь к
использованию ненормативной лексики в текстах
песен, помнится, в молодости вы этим иногда
грешили?
- Тогда мне это было интересно.
Но русский мат несет в другом, не видимом нам слое
такой груз негатива, что использование в песне
даже одного матерного слова может загубить и
целую песню, и весь концерт, и даже многих людей,
которые это услышат.
- Ваши ранние тексты
ассоциируются с футуристами, потом вы увлеклись
Востоком, затем русским фольклором. Со стороны
может показаться, что вы кидались из стороны в
сторону. А как внутри вас происходила эта
непростая "перестройка"?
- Внутренняя "перестройка"
происходила естественно, она не поддается
никакому анализу. Я просто реагирую на то, что
происходит в нашей стране. Вот и все.
- Кто из известных музыкантов
вам представляется наиболее интересным?
- Как только музыканты
становятся более или менее известными, они меня
перестают интересовать. Как правило, они
останавливаются в развитии, начинают бояться
экспериментировать. Мне они интересны в процессе
становления.
- С вашей точки зрения - почему
так рано ушел из жизни известный композитор
Сергей Курехин, с которым вам приходилось много
сотрудничать?
- Я убежден, что именно
заигрывание с фашистами привело Курехина к
смерти. Ведь до этого у него не было проблем с
сердцем. Фашистские идеи посещают тех, у кого
туго с мозгами. Сергей же, напротив, был очень
умным человеком, и вся пошлость нашей реальности
привела его к тому, что он связался с фашистами,
но его организм на подсознательном уровне это
отторгнул, и сердце не выдержало.
- И последний вопрос: какова
цель вашего творчества?
- Как и любого другого: счастье
всех живых существ на земле, и желательно
немедленно.
Андрей Сотников
Томск
Досье "РГ"
Борис Борисович Гребенщиков
родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде.
Окончил факультет прикладной
математики Ленинградского государственного
университета. В июле 1972 года была создана группа
"Аквариум", у ее истоков стояли Борис
Гребенщиков и его школьный товарищ Анатолий
Гуницкий.
Песни "Аквариума" звучали в
фильмах "Асса", "Милый, дорогой, любимый,
единственный...", "Черная роза - эмблема
печали, красная роза - эмблема любви", "Дом
под звездным небом", "Два капитана-2", "Нежный
возраст" и других. |