Андрей Сотников
То, что Эмир Кустурица снимает
гениальное кино, ни у кого не вызывает
сомнений. Но с недавних пор выяснилось,
что и саундтреки к его фильмам, с
которыми музыкант Кустурица
гастролирует по миру, живут своей жизнью
и пользуются невероятным успехом. Пятый
концерт Эмира Кустурицы и группы No Smoking
Orchestra, прошедший в России, лучшее тому
подтверждение. После концерта гость
встретился с корреспондентом "МН".
Кустурица - мэр
- По вашим работам
не скажешь, что разрушительные процессы
в Сербии мешают творческому процессу.
- На самом деле разрушительный процесс
поддерживает искусство. Один день в
Сербии равен десяти годам в Швейцарии.
Вопрос, кому что больше нравится. На
Балканах всегда было трудно жить, и все
происходившее у нас в недавние годы
породило и мое последнее кино, и музыку,
которую мы сейчас играем.
Примечательный отклик на свой последний
фильм я услышал в Израиле: там мне
сказали, что люди от него в восторге,
потому что он о войне, но при этом
абсолютно не депрессивен. Я ответил: это
потому, что в нем нет идеологии, это
фильм о людях, а это и значит - против
войны.
- Сербия уже
несколько лет находится в экономической
блокаде. Вы считаете, что ваши фильмы
способны улучшить обстановку в стране?
- Я считаю, что после 70-х годов у людей
искусства было отнято право заниматься
человеком. И если сегодня во всем мире
только семь режиссеров занимаются
человеком достаточно серьезно, то князь
мира сего уже не берет их в расчет - для
него семь человек слишком несерьезно. Я
полагаю, что человеческий род
возвращается в рабовладельческий строй,
поэтому и решил основать свой город, где
рабства не будет никогда. Только
диктатура просвещения.
- Что за странная
идея - создать свой город?
- У меня очень много энергии, и я решил
провести эксперимент - построить свой
город. Учитывая, что у меня серьезные
проблемы с демократией, а во всех
странах мира граждане сами выбирают
себе мэра, я решил, что в моем городе я
сам буду выбирать жителей. Это не будет
местом, куда можно приехать просто так,
как в гостиницу. Жители этого города
будут изучать, как снимать кино, варить
джем, играть в баскетбол, писать книги.
Никогда не будет так, что туда приедут
люди с большими деньгами, чтобы их
просто тратить.
- А где ваш город?
- В 250 километрах на юго-запад от Белграда.
Но не подумайте, что это очень близко -
откуда бы вы ни поехали, вам всегда будет
далеко до него.
Кустурица -
музыкант
- Почему успешный кинорежиссер
Кустурица решил стать музыкантом?
- На самом деле музыка и кино очень
близки, оба помогают выявлять в людях
положительные эмоции. Наша музыка не
совсем обычная, это как ваш Гурджиев,
который занимался гипнозом. Наша музыка
вызывает чувство, которое я считаю
главным, основным и единственным -
радость.
- Как режиссер
Кустурица сосуществует с музыкантом?
- Музыкант Кустурица смотрит на себя как
на старомодного режиссера, а режиссер
Кустурица считает себя прогрессивным и
модным музыкантом. Должен признаться,
что я музыки практически не слушаю.
Музыку, которую мы играем, и музыку
модную разделяет целый век. Эту идею
очень хорошо выразила моя дочка, она
сказала, что хочет сделать фильм о
диджее, но при этом в фильме не должно
быть звука.
- В прошлый раз вы
выступали в Москве с концертом в
торжественном зале "Россия", а на
этот раз выбрали неформальную площадку
ДК им. Горбунова. Чем это объяснить?
- Помещение - всегда вопрос акустики, а
акустика в ДК очень хорошая. На больших
площадках мы играем с той же радостью,
что и на маленьких, мы готовы выступать
даже в тюрьме или на кладбище. Боюсь
только, что на кладбище сбегутся
мертвецы и станут приплясывать.
Кустурица - политик
- Кто вы по национальности?
- Однажды я давал интервью в машине и
открыл, что лучше всего себя чувствую,
когда пейзаж движется. Я человек без
страны, живу между Парижем, Нью-Йорком и
Белградом. Мои корни в Герцеговине, но
национальность меня не волнует. Я
забочусь о высших ценностях
человеческой жизни. Для нашей страны это
очень сложный вопрос. Каждый раз, когда я
говорю, что я серб, бывшие югославские
республики бурно реагируют: все они по
идеологическим причинам не хотят
признавать мою национальную
принадлежность, а я ее понимаю только
как культурную. Говоря о том, что я серб,
я имею в виду писателя Иво Андрича,
получившего Нобелевскую премию, всех
тех, в ком вижу фундамент нации.
- С недавних пор в
нашей стране появилась страсть все
запрещать: наркотики в литературе,
насилие по телевидению. Что бы вы
запретили, если бы стали министром
культуры?
- Как-то я смотрел фильм об истории
движения панков и с удивлением узнал,
что первый панк появился в самой
консервативной стране мира. Все запреты
возвращаются, как бумеранг.
- Вероятно, не
ошибусь, если скажу, что для западного
мира сегодня вы самый известный
славянин. Как в Европе и за океаном
воспринимают ваше творчество?
- Во Франции, Италии, Испании, даже Азии и
Америке интерес к моим фильмам
достаточно ограничен: они не
принадлежат к мейнстриму. Если есть
режиссеры, снявшие фильм, который видят
700 - 800 миллионов зрителей, то я такое
количество набираю всеми своими
картинами.
Кустурица -
создатель проблем
- Съемки ваших фильмов всегда кажутся
очень сложными.
- Да, я очень не простой человек. Все, что
делаю, хочу делать наилучшим образом - я
создаю проблемы. Я всегда хочу сделать
больше, чем могу, и всегда борюсь за это
право. Я верю, что задний, средний и
передние планы в фильме одинаково важны
(возможно, поэтому мои работы так похожи
на документальные). Большинство
современных режиссеров думают так же, но
они обычно закрывают на это глаза. Мое
кино - это мое жертвоприношение.
- Почему вы больше
не используете в своих фильмах музыку
Горана Бреговича? Правда ли, что вы с ним
подрались в Париже?
- Боюсь, что драки между нами быть не
могло - мы в разных весовых категориях.
Такие драки возможны только в
литературе, в жизни их не бывает.
Брегович умеет мастерски обрабатывать
старые мелодии, в этом его талант. Мы
живем не во времена моего любимого
композитора Скрябина, а во времена
диджеев. И если диджея называют
композитором, то Брегович может
считаться Бетховеном.
- Не могли бы вы
рассказать о выигранном вами судебном
деле по обвинению в том, что вы якобы
брали деньги у Милошевича?
- Я слышал, что у вас тоже есть
группировки вроде "Идущих вместе",
нападающие на популярных людей. Это все
связано с фильмом "Андеграунд",
который делался, когда у власти был
Милошевич. Я хотел снимать в Белграде, но
там невозможно было найти деньги, и для
производства этого фильма я ввез в
Сербию деньги французской фирмы. Людей,
проигравших этот процесс, осудили за
клевету, за личное, религиозное и
национальное оскорбление. Они должны
были доказать мою финансовую связь с
Милошевичем, а это было невозможно, это
он у меня брал деньги.
- Герои ваших
фильмов много пируют, получая от этого
удовольствие. Вы гурман по натуре?
- Я не любитель ни есть, ни пить, и я не
употребляю наркотики.
- Как сильно
влияние Феллини на ваше творчество?
- Как оказалось, я использую те же
магические трюки, что и этот парень, нас
объединяет общий медитативно-языческий
подход к миру. Я горжусь тем, что делаю
фильмы в том же ключе, что Феллини, и
надеюсь, что в моих фильмах каждый
характер вас волнует не меньше, чем в
картинах великого итальянца.
- Вы приехали в
канун Нового года и Рождества. Что бы вы
пожелали российским поклонникам?
- Всем славянам я бы пожелал умеренного
капитализма. Потому что в гостинице "Россия"
я заплатил за стакан апельсинового сока
10 евро. Я спросил у них, сколько стоит
килограмм апельсинов, они ответили: два
с половиной евро. Я посчитал, что из
килограмма апельсинов они делают четыре
стакана сока и неплохо зарабатывают -
людям всегда нужны витамины.
- Не пугайтесь,
пожалуйста: в чем вы видите смысл жизни?
- Ого-го! Серьезные вопросы всегда очень
будоражат. На самом деле все очень
просто. Вся моя жизнь подчинена двум
законам: первый - мой внутренний мир,
второй - искусство. Искусство всегда
больше, чем жизнь.
Досье МН
Эмир Кустурица, режиссер,
сценарист, актер, продюсер, композитор,
родился 24 ноября 1954 года в городе
Сараево (Югославия).
Свой первый короткометражный фильм "Герника"
режиссер снял в 1978 году (первая премия
кинофестиваля в Карловых Варах). Среди
наиболее известных его работ - "Помнишь
ли Долли Белл?" (1981, "Золотой лев"
в Венеции за лучший дебют), "Отец в
командировке" (1985, "Золотая
пальмовая ветвь" в Каннах), "Дом
повешенных" (1988, приз Каннского
фестиваля за лучшую режиссуру),
телесериал "Андеграунд" (1995, "Золотая
пальмовая ветвь" в Каннах), "Черная
кошка, белый кот" (1998, "Серебряный
лев" в Венеции), "Жизнь как чудо"
(2004, фильм претендовал на главную
награду Каннского кинофестиваля, но она
досталась Майклу Муру, а Кустурица
получил приз Французской системы
национального образования). На
последнем Московском кинофестивале
режиссер был удостоен специального
приза "За вклад в развитие
киноискусства". В 2006 году выходит
новый фильм Кустурицы "Все невидимые
дети".
|