Московские новости

Материалы печатного номера

 

№49 за 2004 год (24.12.2004) МН-События Культура

Он еще и играет (интервью с Эмиром Кустурицей )

Концерты группы No Smoking Orchestra в Москве высветили новые таланты кинорежиссера Кустурицы

Андрей Сотников

 

То, что Эмир Кустурица снимает гениальное кино, ни у кого не вызывает сомнений. Но с недавних пор выяснилось, что и саундтреки к его фильмам, с которыми музыкант Кустурица гастролирует по миру, живут своей жизнью и пользуются невероятным успехом. Пятый концерт Эмира Кустурицы и группы No Smoking Orchestra, прошедший в России, лучшее тому подтверждение. После концерта гость встретился с корреспондентом "МН".



Кустурица - мэр

- По вашим работам не скажешь, что разрушительные процессы в Сербии мешают творческому процессу.

- На самом деле разрушительный процесс поддерживает искусство. Один день в Сербии равен десяти годам в Швейцарии. Вопрос, кому что больше нравится. На Балканах всегда было трудно жить, и все происходившее у нас в недавние годы породило и мое последнее кино, и музыку, которую мы сейчас играем. Примечательный отклик на свой последний фильм я услышал в Израиле: там мне сказали, что люди от него в восторге, потому что он о войне, но при этом абсолютно не депрессивен. Я ответил: это потому, что в нем нет идеологии, это фильм о людях, а это и значит - против войны.

- Сербия уже несколько лет находится в экономической блокаде. Вы считаете, что ваши фильмы способны улучшить обстановку в стране?

- Я считаю, что после 70-х годов у людей искусства было отнято право заниматься человеком. И если сегодня во всем мире только семь режиссеров занимаются человеком достаточно серьезно, то князь мира сего уже не берет их в расчет - для него семь человек слишком несерьезно. Я полагаю, что человеческий род возвращается в рабовладельческий строй, поэтому и решил основать свой город, где рабства не будет никогда. Только диктатура просвещения.

- Что за странная идея - создать свой город?

- У меня очень много энергии, и я решил провести эксперимент - построить свой город. Учитывая, что у меня серьезные проблемы с демократией, а во всех странах мира граждане сами выбирают себе мэра, я решил, что в моем городе я сам буду выбирать жителей. Это не будет местом, куда можно приехать просто так, как в гостиницу. Жители этого города будут изучать, как снимать кино, варить джем, играть в баскетбол, писать книги. Никогда не будет так, что туда приедут люди с большими деньгами, чтобы их просто тратить.

- А где ваш город?

- В 250 километрах на юго-запад от Белграда. Но не подумайте, что это очень близко - откуда бы вы ни поехали, вам всегда будет далеко до него.



Кустурица - музыкант

- Почему успешный кинорежиссер Кустурица решил стать музыкантом?


- На самом деле музыка и кино очень близки, оба помогают выявлять в людях положительные эмоции. Наша музыка не совсем обычная, это как ваш Гурджиев, который занимался гипнозом. Наша музыка вызывает чувство, которое я считаю главным, основным и единственным - радость.

- Как режиссер Кустурица сосуществует с музыкантом?

- Музыкант Кустурица смотрит на себя как на старомодного режиссера, а режиссер Кустурица считает себя прогрессивным и модным музыкантом. Должен признаться, что я музыки практически не слушаю. Музыку, которую мы играем, и музыку модную разделяет целый век. Эту идею очень хорошо выразила моя дочка, она сказала, что хочет сделать фильм о диджее, но при этом в фильме не должно быть звука.

- В прошлый раз вы выступали в Москве с концертом в торжественном зале "Россия", а на этот раз выбрали неформальную площадку ДК им. Горбунова. Чем это объяснить?

- Помещение - всегда вопрос акустики, а акустика в ДК очень хорошая. На больших площадках мы играем с той же радостью, что и на маленьких, мы готовы выступать даже в тюрьме или на кладбище. Боюсь только, что на кладбище сбегутся мертвецы и станут приплясывать.



Кустурица - политик

- Кто вы по национальности?


- Однажды я давал интервью в машине и открыл, что лучше всего себя чувствую, когда пейзаж движется. Я человек без страны, живу между Парижем, Нью-Йорком и Белградом. Мои корни в Герцеговине, но национальность меня не волнует. Я забочусь о высших ценностях человеческой жизни. Для нашей страны это очень сложный вопрос. Каждый раз, когда я говорю, что я серб, бывшие югославские республики бурно реагируют: все они по идеологическим причинам не хотят признавать мою национальную принадлежность, а я ее понимаю только как культурную. Говоря о том, что я серб, я имею в виду писателя Иво Андрича, получившего Нобелевскую премию, всех тех, в ком вижу фундамент нации.

- С недавних пор в нашей стране появилась страсть все запрещать: наркотики в литературе, насилие по телевидению. Что бы вы запретили, если бы стали министром культуры?

- Как-то я смотрел фильм об истории движения панков и с удивлением узнал, что первый панк появился в самой консервативной стране мира. Все запреты возвращаются, как бумеранг.

- Вероятно, не ошибусь, если скажу, что для западного мира сегодня вы самый известный славянин. Как в Европе и за океаном воспринимают ваше творчество?

- Во Франции, Италии, Испании, даже Азии и Америке интерес к моим фильмам достаточно ограничен: они не принадлежат к мейнстриму. Если есть режиссеры, снявшие фильм, который видят 700 - 800 миллионов зрителей, то я такое количество набираю всеми своими картинами.



Кустурица - создатель проблем

- Съемки ваших фильмов всегда кажутся очень сложными.


- Да, я очень не простой человек. Все, что делаю, хочу делать наилучшим образом - я создаю проблемы. Я всегда хочу сделать больше, чем могу, и всегда борюсь за это право. Я верю, что задний, средний и передние планы в фильме одинаково важны (возможно, поэтому мои работы так похожи на документальные). Большинство современных режиссеров думают так же, но они обычно закрывают на это глаза. Мое кино - это мое жертвоприношение.

- Почему вы больше не используете в своих фильмах музыку Горана Бреговича? Правда ли, что вы с ним подрались в Париже?

- Боюсь, что драки между нами быть не могло - мы в разных весовых категориях. Такие драки возможны только в литературе, в жизни их не бывает. Брегович умеет мастерски обрабатывать старые мелодии, в этом его талант. Мы живем не во времена моего любимого композитора Скрябина, а во времена диджеев. И если диджея называют композитором, то Брегович может считаться Бетховеном.

- Не могли бы вы рассказать о выигранном вами судебном деле по обвинению в том, что вы якобы брали деньги у Милошевича?

- Я слышал, что у вас тоже есть группировки вроде "Идущих вместе", нападающие на популярных людей. Это все связано с фильмом "Андеграунд", который делался, когда у власти был Милошевич. Я хотел снимать в Белграде, но там невозможно было найти деньги, и для производства этого фильма я ввез в Сербию деньги французской фирмы. Людей, проигравших этот процесс, осудили за клевету, за личное, религиозное и национальное оскорбление. Они должны были доказать мою финансовую связь с Милошевичем, а это было невозможно, это он у меня брал деньги.

- Герои ваших фильмов много пируют, получая от этого удовольствие. Вы гурман по натуре?

- Я не любитель ни есть, ни пить, и я не употребляю наркотики.

- Как сильно влияние Феллини на ваше творчество?

- Как оказалось, я использую те же магические трюки, что и этот парень, нас объединяет общий медитативно-языческий подход к миру. Я горжусь тем, что делаю фильмы в том же ключе, что Феллини, и надеюсь, что в моих фильмах каждый характер вас волнует не меньше, чем в картинах великого итальянца.

- Вы приехали в канун Нового года и Рождества. Что бы вы пожелали российским поклонникам?

- Всем славянам я бы пожелал умеренного капитализма. Потому что в гостинице "Россия" я заплатил за стакан апельсинового сока 10 евро. Я спросил у них, сколько стоит килограмм апельсинов, они ответили: два с половиной евро. Я посчитал, что из килограмма апельсинов они делают четыре стакана сока и неплохо зарабатывают - людям всегда нужны витамины.

- Не пугайтесь, пожалуйста: в чем вы видите смысл жизни?

- Ого-го! Серьезные вопросы всегда очень будоражат. На самом деле все очень просто. Вся моя жизнь подчинена двум законам: первый - мой внутренний мир, второй - искусство. Искусство всегда больше, чем жизнь.





Досье МН



Эмир Кустурица, режиссер, сценарист, актер, продюсер, композитор, родился 24 ноября 1954 года в городе Сараево (Югославия).

Свой первый короткометражный фильм "Герника" режиссер снял в 1978 году (первая премия кинофестиваля в Карловых Варах). Среди наиболее известных его работ - "Помнишь ли Долли Белл?" (1981, "Золотой лев" в Венеции за лучший дебют), "Отец в командировке" (1985, "Золотая пальмовая ветвь" в Каннах), "Дом повешенных" (1988, приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру), телесериал "Андеграунд" (1995, "Золотая пальмовая ветвь" в Каннах), "Черная кошка, белый кот" (1998, "Серебряный лев" в Венеции), "Жизнь как чудо" (2004, фильм претендовал на главную награду Каннского кинофестиваля, но она досталась Майклу Муру, а Кустурица получил приз Французской системы национального образования). На последнем Московском кинофестивале режиссер был удостоен специального приза "За вклад в развитие киноискусства". В 2006 году выходит новый фильм Кустурицы "Все невидимые дети".

 

 
 
Hosted by uCoz